ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ ПОЭЗИИ Ф. И. ТЮТЧЕВА

Тютчева? В 10—20-х годах этот вопрос еще не был ре­шен, он лишь находился в стадии решения.

Впервые прочтение Тютчева, созвучное революцион­ной эпохе, осуществили В. Брюсов и А. Блок.

Однако в 20—30-е годы, когда советская литература активно включилась в борьбу во имя создания и укрепле­ния экономических и социальных основ социалистическо­го государства, творчество Тютчева с его специфической проблематикой, касающейся самых общих начал бытия, взаимоотношений человека с природой, не было столь актуальным, чтобы оно непосредственно отозвалось в по­эзии выдающихся советских поэтов — В. Маяковского, Д. Бедного, С. Есенина, Э. Багрицкого, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Прокофьева и т. д.

Ответ на вопрос о том, живет ли наследие Тютчева или его творчество представляет лишь архивный интерес, дают литературоведы. В 20-х годах активно формируется и развивается советская наука о Тютчеве. Складывается несколько направлений научного исследования наследия поэта. Создаются тютчевская текстология (Г. И. Чулков, К. В. Пигарев), библиография (Д. Д. Благой); изучаются философские и общественно-политические воззрения по материалам его политических статей и биографическим данным (А. М. Лаврецкий, Л. П. Гроссман и др.), ана­лизируются формы его поэзии — жанры, инструментовка стихов, интонация, поэтический язык (ГО. Н. Тынянов, Б. М. Эйхенбаум и др.), рассматриваются мнения лите­раторов XIX в. о Тютчеве (Д. Д. Благой).

В советской науке получил развитие конкретно-исто­рический, классовый подход к его наследию. Литературо­веды подвергли решительной критике реакционные тен­денции его мировоззрения, определили в основном его классовую позицию. И все же в те годы социальная позиция Тютчева характеризовалась противоречиво. Л. П. Гроссман 138, исходя из идеи двойственности лич­ности и мировоззрения поэта, писал, что Тютчева оттал­кивает революция и влечет к себе, а в последний период жизни поэт, по мнению исследователя, философски при­нял революцию и политически приблизился к ней. П. Н. Сакулин, напротив, включил Тютчева в лагерь ре­-

 

[138]              Гроссман Л. П. Тютчев и сумерки династий,— Русская мысль, 1918, № 1; Три современника. Тютчев — Достоевский — Аполлон Григорьев. М., 1922.

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.