ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ ПОЭЗИИ Ф. И. ТЮТЧЕВА

Т. И. Райновым, но и поэтического стиля его творчества. Однако в социологических дефинициях 30-х годов нередко допускалась механическая прямолинейность переноса по­литических аспектов в плоскость эстетически-образную. Не использовался полностью материал, характеризующий социальные взгляды поэта (его письма 50—60-х годов, воспоминания современников привлекались в ограничен­ном объеме). Особенность освоения тютчевского наследия в 20—30-е годы составляет развитие научной мысли в «малых жанрах»: статьи, предисловия к собранию сочи­нений. Или разрабатывались отдельные проблемы твор­чества Тютчева, или в сжатом виде излагалась общая концепция его литературной деятельности. «Малые жан­ры» не позволяли вводить в научный оборот большое ко­личество фактического материала, развертывать научную аргументацию, рассматривать творчество поэта в широких связях с литературным процессом.

Что касается широкого читательского освоения Тютче­ва, то оно отнюдь не носило массового характера. В школьные учебники включалось лишь несколько его стихотворений. Тем не менее К. В. Пигарев отметил факт актуализации некоторых стихотворений Тютчева, таких, как «Славянам» и «Умом Россию не понять…» в годы Великой Отечественной войны 141.

Все же в 40-е—первой половине 50-х годов читатель­ский и даже научный интерес к поэзии Тютчева был снижен. Это дало основание Б. Рюрикову в докладе «Об основных проблемах советской критики» заявить на II Всесоюзном съезде советских писателей в 1954 г.: «Заслуживает осуждения стремление многих литературо­ведов уклониться от исследования сложных явлений — таких, скажем, как творчество Достоевского, Тютчева» 142. Съезд констатировал новый этап отношения к творчеству Ф. И. Тютчева. На этом съезде С. Вургун, обосновывая необходимость развития гражданской поэзии, связанной с творческим опытом Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Маяковского, одновременно указал на необходимость раз­вития психологической и натурфилософской поэзии: «В недавнем прошлом начал несколько сужаться диапа­зон советской лирики. Поэты стали меньше писать о люб­-

 

[141]  См.: Пигарев К. В. Жизнь и творчество Тютчева. М., 1962, с. 356—357.

[142] II Всесоюзный съезд советских писателей: Стенограф, отчет. М., 1956, с. 306.

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.