ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ ПОЭЗИИ Ф. И. ТЮТЧЕВА

ности приобрели особую социальную остроту в наше вре­мя. Советские поэты нашли свое собственное, оригиналь­ное поэтическое решение этих проблем в лирике, в то же время они не отвергли художественного опыта дореволю­ционных поэтов.

Вторая половина 50-х годов и 60-е годы оказались вре­менем острого общественного интереса к Тютчеву, усиле­ния роли тютчевских традиций в советской поэзии.

В 1962 г. И. Фоняков, отвечая на вопросы анкеты журнала «Вопросы литературы» «Какие традиции в клас­сической и современной литературе близки вам? Какие искания в области художественной формы представляют­ся вам наиболее перспективными?», ответил: «Прежде всего — традиции русской философской лирики, получив­шие за последние годы столь интересное развитие. Я имею в виду не те немудрящие миниатюрки-аллегории, которые одно время плодились в невероятном количестве и содер­жали, как правило, при всей своей многозначительности, довольно убогие мысли, а подлинные стихи-раздумья. Мне кажется, что в органическом слиянии философской глубины и гражданской страстности, условно говоря — «тютчевской» и «некрасовской» стихий состоит своеобра­зие лучших образцов русской советской поэзии последне­го десятилетия» 145.

В 1967 г. Л. Озеров подчеркнул в одном из своих выступлений особую современность звучания стихов Тютчева: «Только Пушкин и Тютчев… стали заметно мо­лодеть со временем. Чем больше проходило времени после создания их произведений, тем большим смыслом, все новыми оттенками смысла наполнялось их поэтическое слово. Уверен, что наш уровень понимания Пушкина и Тютчева выше, чем в начале века. Также уверен, что наши внуки и правнуки еще глубже, чем мы, прочтут пушкинские и тютчевские строки» 146. В. Шефнер выска­зал сходное отношение к Тютчеву: «Многих стихов Тют­чева прозой не перескажешь, их можно постичь только через них самих, то есть через чувство. Это и есть высшая форма поэзии. Тютчев велик своим гениальным ощуще­нием сложности мира, его стихи и очень современны и даже очень своевременны. Ему свойственно одно величай­шее в поэзии качество: ощущение необратимости, стран­-

 

 [145]  Фоняков И. Молодые о себе.— Вопр. лит., 1962, № 9, с. 157.

[146]              Озеров Л. Вечно живое древо поэзии.— Вопр. лит., 1967, № 4, с. 59.

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.