Живопись, графика, произведения декоративно-прикладного искусства из собрания Павловского дворца-музея

Выставка «Образы минувшего» продолжает традицию больших историко-художественных экспозиций в Павловском дворце-музее. Живопись, графика и произведения декоративно-прикладного искусства представлены в комплексе. Экспозиция развернута в хронологическом порядке и охватывает три сферы жизни русского дворянства: светскую, военную и религиозную.

Первый раздел выставки открывается портретами петровского времени. Центральное место занимает парадный портрет сподвижника Петра I генерал-фельдмаршала князя М. М. Голицына работы немецкого художника И. Г.Таннауэра (1680-1733 или 1737). Голицын участвовал в Северной войне 1700-1721 годов, особенно отличился при взятии Нотебурга и в Полтавской баталии.

Петр II

Неизвестный художник XVIII в. Портрет Петра II. Холст, масло.

Живым выражением лица привлекает внимание портрет сестры Петра I Натальи Алексеевны кисти И.Н. Никитина (ок. 1680 — умер не ранее 1742). Как известно, Наталья Алексеевна взяла на воспитание сына Петра I царевича Алексея после удаления в ссылку его матери Евдокии Федоровны Лопухиной. Рядом с портретом Натальи Алексеевны находится портрет единственного сына Алексея и принцессы Софии-Шарлотты Бланкенбург-Вольфенбютельской — императора Петра II, со смертью которого в 1727 году кончился род Романовых по мужской линии. Незадолго до кончины Петр II был обручен с Е. А. Долгоруковой, чей портрет помещен здесь же.

Представление о моде этого времени дает придворное платье, лиф и шлейф которого сшиты из дорогой парчи, а юбка — из репса с отделкой тонкой художественной вышивкой серебряной нитью. В витрине, расположенной рядом, представлены уникальные изделия из фарфора Мейсенской мануфактуры.

Далее размещены портреты второй половины XVIII века. Главным действующим лицом русской истории была тогда, безусловно, императрица Екатерина II. Мы видим ее на портрете работы Д. Г. Левицкого (1735-1822). Императрица изображена в красном бархатном платье с отделкой из меха горностая. В линиях кроя платья использованы традиции женской одежды боярской Руси: поверх пышной юбки и открытого лифа, характерных для европейской моды XVIII века, одет казакин с откидными рукавами, обобщающий силуэт костюма. Подлинное платье императрицы, аналогичного фасона, представлено в этом же зале. Оно сшито из плотной шелковой материи синего и алого цветов, украшено золотистым галуном и плоскими металлическими пуговицами. Этот тип так называемого «мундирного платья» был разработан для Екатерины II на случай ее участия в воинских маневрах и парадах.

Супруг Екатерины император Петр III изображен на портрете, выполненном с оригинала Ф. С. Рокотова художником К. И. Головачевским (1735-1823). Он запечатлен в красном мундире, расшитом золотом, с голубой андреевской лентой через плечо. Рядом находится портрет их сына великого князя Павла Петровича, созданный талантливым французским художником Ж. Вуалем (1744-1804), несколько лет работавшим в России. В дальнейшем многие выдающиеся мастера, в том числе Д. Г. Левицкий, Ф. С. Рокотов, С. С. Щукин, писали портреты Павла Петровича, но никто не оставил такого обаятельного образа, как Вуаль. Один из портретов Павла I — работа итальянского живописца С. Тончи (1756-1804) — экспонирован в следующем зале.

Два платья императрицы Марии Федоровны включены в экспозицию.

Павел I

Ж. Вуаль. Портрет вел. кн. Павла Петровича. Холст, масло. 1771 г.

Вместе с портретами Павла I и его супруги выставлены портреты их старших сыновей — великих князей Александра и Константина — работы австрийского художника И.-Б. Лампи (1751-1830) и серия портретов дочерей, исполненная Д. Г. Левицким в 1790-х годах.

В следующем зале показаны произведения искусства середины и второй половины XIX века. В этот период в Западной Европе господствовал стиль, получивший впоследствии название «историзм». В основе его эстетики и художественной практики лежала переработка памятников искусства предшествующих эпох.

В области портретной живописи запросы времени проявляются в выработке приемов так называемого салонного портрета, который отличается виртуозностью письма, декоративностью, блеском в передаче костюма и одновременно большой сдержанностью в раскрытии характера и настроения модели. К такому типу принадлежат портреты императрицы Александры Федоровны, жены Николая I, работы Т. А. Неффа (1805-1876); графа И. П. Новосильцева кисти К. Ляша (1822-1888); княгини Т. А. Юсуповой художника К. Дюбюфа (1820-1883); два портрета великой княгини Елены Павловны, один из которых выполнен К. Робертсон (работала в 1830-х—1850-х годах), другой — Ф.-К. Винтергальтером (1806-1873). Елена Павловна была супругой младшего сына Павла I Михаила. Она вошла в историю русской культуры: при ее поддержке были основаны Русское музыкальное общество и Петербургская консерватория.

Портрет имп. Александры Федоровны

А. Мюллер-Норден. Портрет имп. Александры Федоровны. Холст, масло. 1896 г.

Образы эпохи рубежа XIX и XX веков предстают в двух следующих залах. Портрет императрицы Александры Федоровны, созданный немецким художником А. Мюллером-Норденом (работал в конце XIX века), обращает на себя внимание свежестью красок и тонкостью в передаче задумчивого, слегка грустного настроения модели. С этим портретом соседствует портрет сестры Александры Федоровны, Елизаветы Федоровны, исполненный в технике пастели художником Ф. Каульбахом (1850-1920). Портрет привлекает блеском исполнения и удивительно милым, одухотворенным выражением лица великой княгини.

Завершает первую часть выставки картина датского художника Л. Туксена (1853-1927) «Коронация Николая II и Александры Федоровны в Успенском соборе Московского Кремля».

Следующий раздел выставки составлен из материалов военных коллекций Павловского дворца. Здесь можно видеть превосходные образцы оружия XVIII века работы тульских мастеров. Представлены уникальные комплекты форм «гатчинских войск» великого князя Павла Петровича 1780-х годов. Интересны личные вещи членов царской семьи: треуголка Павла I, плащ Александра I, мундир великого князя Николая Николаевича, мундирное платье Кавалергардского полка императрицы Марии Федоровны, жены Александра III, и мундирное платье ее внучки великой княгини Татьяны Николаевны Елизаветградского гусарского полка.

Экспонировано большое количество произведений батальной живописи художников XIX века, портреты офицеров и генералов русской армии, в том числе участников войны с Наполеоном кисти знаменитого Д. Доу (1781 — 1829). Таблицы из серии «Русская регулярная армия» и «Формы лейб-гвардии конного полка» знакомят посетителей выставки с эволюцией воинской формы в России XVIII-XIX веков.

В последнем зале этого раздела собраны материалы, относящиеся ко времени царствования Николая II. В витрине находится портрет императора кисти Г. Беккера (работал в конце XIX — начале XX века). Рядом представлен оригинальный курительный прибор в виде пирамиды из трех винтовок.

Beep, роспись (художник М. Клодт)

Beep. Черепаха, серебро, бумага, шелк; роспись (художник М. Клодт). Россия. 1897 г.

Богатство и разнообразие материалов военного отдела экспозиции позволяют вспомнить многие интересные эпизоды истории русской армии.

Последний раздел выставки знакомит с предметами православного культа. В витринах находится несколько праздничных облачений священников. Они выполнены из драгоценных тканей (парчи и бархата), украшены великолепными вышивками и медальонами с живописными миниатюрами. Рядом представлены образцы тканей, изготовлявшихся специально для нужд церкви, что видно из их узоров, в которые включены религиозные символы. Прекрасный образец русского лицевого шитья — знамя с изображением Спаса Нерукотворного работы сестер Первоклассного Предтечинского Леушинского монастыря, выполненное в 1913 году к празднованию 300-летия дома Романовых.

Среди картин на религиозные сюжеты наиболее интересен диптих М. В. Нестерова (1862-1942) «Благовещение», выставленный в музее в советское время впервые.

Выставка «Образы минувшего» является попыткой воссоздать атмосферу отдельных страниц истории русской культуры за период, охватывающий около двух веков. Несмотря на неизбежные лакуны, материалы собрания Павловского дворца-музея дают возможность познакомиться со многими произведениями большой художественной значимости.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.