ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ОБЛИКА В. Ф. ОДОЕВСКОГО

Однако жена Панае­ва — известная мемуаристка А. Я. Панаева-Головачева сообщает об услышанном ею в конце 40-х годов высказывании И. С. Тургенева: «Я оттого перестал бывать по субботам у Одоевского, что мне просто стыдно, до чего не умеют себя держать прилично новые литераторы… Я вижу, как его шокируют манеры дурного тона «литера­турного прыща», когда он бывает у него»*. Вот, видимо, что иногда смущало Одоевского, а не его княжеское до­стоинство, как казалось Панаеву. Не могло нравиться пи­сателю и откровенное пренебрежение к его художествен­ным произведениям. Пример такого отношения можно найти в письме того же Панаева: «Князь совсем из ума выживает и пишет такую гадость, что читать тошно» **.

В новых условиях сочинения В. Ф. Одоевского, и в особенности «Русские ночи», не могли рассчитывать на благожелательное внимание публики и полное понимание. Конечно, отзывы демократически настроенных писателей 40-х годов нельзя и сравнивать по тону с бесцеремонным и издевательским фельетоном рецензента «Библиотеки для чтения», где о «Русских ночах» писалось: «К концу Фауст понес уже такую чепуху, что слушатели его раз­бежались со страху, опасаясь, чтобы от избытку мудро­сти он не покусал их» ”. Далеки они были и от просто­душного консерватизма редактора «Маяка» С. Бурачка, хвалившего «Русские ночи» за то, что «много в них бла­гонамеренности», а автора их записавшего в свои союз­ники в борьбе с «заблуждениями западных писателей» ***.

*Панаева (Головачева) А. Я. Воспоминания. М., 1972, с. 183. **Литературное наследство. М., 1950, т. 56, с. 135.

**Библиотека для чтения, 1844, т. 66, отд. VI, с. 6.

***Маяк, 1844, т. XVIII, № 33, с. 7.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.