ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ОБЛИКА В. Ф. ОДОЕВСКОГО

Нo пройти мимо «Русских ночей» писатели нового поко­ления не могли, ибо многие их идеалы обсуждались на страницах этой книги.

От лица самой новой эпохи, от имени людей 40-х го­дов Одоевскому отвечал Белинский. Он посвятил трех­томному собранию сочинений писателя большую статью и «Отечественных записках» (1844, т. 36, № 10).

По-прежнему критик ценит писателя как сатирика, «учителя нравственности», верного действительности, по-прежнему нападает на его фантастические повести («все по было для нас непонятно; а чего мы не понимаем, тем не можем и восхищаться»*), но теперь пришла, как считал Белинский, пора общей оценки творчества Одоев­ского.

Для Белинского Одоевский — представитель эпохи, о которой сказано недвусмысленно — «критические для русской литературы тридцатые годы текущего столе­тия» **. В статье Белинского полемика с Одоевским ве­дется как разговор с эпохой русского романтизма 30-х годов, выдвинувшей слишком высокие и туманные идеа­лы и посягнувшей на гегельянскую идею исторического прогресса разумного развития от старого и плохого к но­вому и хорошему. Беспощадная критика индивидуалисти­ческой западной цивилизации и ограниченного позити­визма буржуазной науки, которая содержалась в диало­гах и повестях «Русских ночей» (особенно в повести «Го­род без имени»), не могла понравиться Белинскому уже потому, что критик уловил в ней сходство со славяно­фильскими инвективами в адрес Запада.

* Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 8, с. 314.

**             Там же, с. 498.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.