ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ОБЛИКА В. Ф. ОДОЕВСКОГО

Вступая на литературное поприще как ученик и последо­ватель Белинского, Григорьев в то же время ставил своей целью восстановление полной и реальной картины раз­вития литературы, исправление неизбежных в ходе борь­бы «увлечений от преувеличения»: «В жару борьбы мы забыли многое, что романтизм нам дал: мы, как и сам выразитель нашего критического сознания, Белинский, осудили самым строгим судом, предали анафеме тридца­тые годы нашей литературы» *.

Уже в ранней статье «Гоголь и его последняя книга» (Московский городской листок, 1847, 10—19 марта) Гри­горьев напомнил читателям имя «одного из благород­нейших наших писателей, мыслителя, стоящего слишком уединенно, слишком вдали от всех,— кн. В. Ф. Одоев­ского» **

Григорьев находит близость тем Одоевского, Гоголя, Достоевского. Они, по мнению критика, говорят о симп­томах одной и той же социальной болезни — подавлении личности эксплуататорским обществом и потере этой лич­ностью точки опоры, а также о погруженности индиви­дуума в миражную жизнь. Эти мысли Аполлон Григорьев развивает в статьях «Ф. Достоевский и школа сентимен­тального натурализма»***  и «Русская литература в 1851 году» ****. Здесь Григорьев критикует Одоевского за стремления, слишком возвышенные, «отделенные, отор­ванные от общих», за то, что «голос его звучал сурово с неприступных высот»*****.

* Григорьев Ап. Литературная критика. М., 1967, с. 220.

**             Григорьев Ап. Собр. соч. М., 1916, вып. 8, с. 11.

***            Н. В. Гоголь: Исследования и материалы. М.; JL, 1936, т. 1.

****          Москвитянин, 1852, № 1—4.

*****         Григорьев Ап. Собр. соч., вып. 9, с. 43.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.