«Ругон-Маккары» Э. Золя

Он мечтает соз­дать пламенные и лучезарные фрески, за­печатлеть на них «жизнь бедняков и бога­чей; на рынках, на скачках, на бульварах,в глубине переулков, населенных простым людом». Изменения, происходящие в живописи, музыке и литературе, должны, по мысли Клода, произойти и в зодчестве. Он мечтает о новой архитектуре, которая воз­двигнет прекрасные, свободные, полные света и воздуха здания, удобные и красивые жилища. Клод не одинок — в своем стремлении, его идеи разделяет целая группа друзей-единомышленников.

День за днем, год за годом прослежи­вается многотрудная жизнь Клода. В его об­разе, отмечает Золя в набросках, «я хотел показать борьбу художника с природой, его творческий порыв и искания в произведении искусства, усилия крови и слез, чтобы соз­дать плоть, наполнить ее жизнью. Постоян­ная схватка и постоянное поражение. Я рас­скажу о своих собственных трудах и днях, о своих повседневных терзаниях».

Годы исканий, мучительной творческой борьбы не приносят Клоду желанного успе­ха: его картины отвергает Салон. Посто­янные неудачи, холодное равнодушие тол­пы, не приемлющей его новаторства, а по­рой и открытое издевательство порождают у Клода сомнение в полноценности своего таланта. Собственные работы кажутся ему теперь слабыми, незавершенными. Он при­бегает к усилению интенсивности красок, к причудливо подобранным цветовым сочета­ниям, использует никем до сих пор не под­меченную нюансировку, вибрацию света, его постоянную текучесть. Но все попытки Клода схватить и запечатлеть на полотне «неповторимое мгновение», вечно меняю­щуюся жизнь оказываются бесплодными. Эти неудачи убивают в Клоде веру в свои творческие возможности. Энергия, прежде плескавшаяся через край, теперь иссякла. Он особенно остро ощутил одиночество, за­терянность в этом большом и враждебном мире. Ненависть людей, чьи установившие­ся вкусы оказались задетыми, злоба зави­стников и посредственностей окончательно сломили его волю. Но дело не в физиче­ской смерти Клода Лантье, которой закан­чивается роман: художник умер в Клоде значительно раньше. В неистовых искани­ях новых путей в искусстве, в стремлении воссоздать на полотне природу реальнее, чем она есть, он пришел к отрицанию самой жизни: «Ничего не существует вне живо­писи, и пусть гибнет мир!»

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.