ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ОБЛИКА В. Ф. ОДОЕВСКОГО

Изучение литературы 20—40-х годов привело критика к мысли о необходимости показать реальную, возможно полную картину литературного процесса. Он ввел в свою работу новые имена, среди которых было и имя «одной из самых замечательнейших личностей нынешнего столетия в Рос­сии» * — В. Ф. Одоевского. Прочитав «Русские ночи», Скабичевский был поражен универсальностью и глубиной познаний автора книги и совершенно неожиданной для 70-х годов актуальностью идей Одоевского: «В порази­тельно глубоком уме этого человека мелькали многие идеи и вопросы, о которых в то время никто не имел еще и помышления и которым только в настоящее время при­дается значение в нашем обществе» **. Критик отметил, что Одоевский опередил свое время и потому не был по­нят современниками, и в том числе Белинским. Скабичев­ский указал и на то очевидное влияние, которое оказал Одоевский на молодого Герцена. И, хотя критик вполне в духе того времени упрекал писателя в том, что он не сделался положительным мыслителем, общая оценка творчества и личности Одоевского в статье Скабичевского была высокой и привлекла внимание многочисленных чи­тателей прогрессивного журнала. Скабичевский, если можно так выразиться, «реабилитировал» Одоевского в глазах демократической читающей публики.

* Скабичевский А. М. Соч. СПб., 1903, т. I, стлб. 239.

** Там же.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.