«Ругон-Маккары» Э. Золя

Страсть владеть землей — этим единст­венным в представлении крестьян богатст­вом — пробуждает в них жадность, инди­видуализм, ненависть не только к окружа­ющим, но и к своим близким. Все это, говорит автор, происходит не потому, что крестьянин от рождения наделен такими пороками, а потому, что таковы условия его жизни — изнурительный труд, постоян­ный страх, — страх перед голодом, страх пе­ред стихийными бедствиями, страх перед падежом скота, перед полевыми вредителя­ми, истощающими почву сорняками. Золя не дает ответа на те социальные вопросы, которые затронуты в романе. Он возлагает надежды на то, что здоровые силы, зало­женные в народе, рано или поздно востор­жествуют.

Правдиво отобразив идиотизм и дикость деревенской жизни, которая будит в тем­ных и невежественных людях низменные инстинкты, писатель увлекся показом био­логической стихии, физиологических край­ностей. Поэтому в «Земле» особенно назой­ливо выпирают натуралистические подроб­ности. И все-таки А. Луначарский назвал этот противоречивый роман великой книгой, она заставляет думать о нетерпимости то­го положения, в котором находятся люди труда. Пусть жизнь, отображенная Эмилем Золя, писала большевистская «Правда» в 1912 году, «более похожа на скотный двор, чем на истинно человеческую жизнь. Это не потому, что такова уж природа человече­ская, а потому, что не устроено человече­ское общество».

В романе «Земля», так же как и в дру­гих книгах «Ругон-Маккаров», писатель вершит суд суд Империей, над тем ублю­дочным режимом, с которым обманутые по­сулами крестьяне связывали свои надежды.

* * *

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.