ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ОБЛИКА В. Ф. ОДОЕВСКОГО

Имя Одоевского было возвращено в историю русской литературы, и им занялось тогдашнее литературоведение, прежде всего представители психологического направле­ния Л. А. Потебня и его ученики. В 1878 г. харьковский ученый Н. Ф. Сумцов защитил кандидатскую диссерта­цию о В. Ф. Одоевском, отзыв на которую написал Д. Л. Потебня (ЦГИА УССР). В 1884 г. работа Сумцова и м шла отдельной книгой, и автор ее следующим образом определил свою задачу: «Цель наша — восстановить по печатным источникам в духовном сознании современного образованного общества светлый образ кн. В. Ф. Одоев­ского, вывести его имя из странного и непонятного заб­вения, в котором оно находится в настоящее время» *. Появление книги Сумцова, следовавшего в своих сужде­ниях не за Потебней, а за Скабичевским, дало читателям допольно подробную биографию автора «Русских ночей».

Iбиографические очерки А. Пятковского и Д. Языкова, мемуары Н. Путяты и других друзей и знакомых И Ф. Одоевского, публикации его рукописей в «Русском архиве» и «Русской старине» многое разъяснили в лич­ности и творчестве писателя и привлекли к нему внима­ние, хотя по-прежнему Одоевский трактовался как ми­стик, несозвучный общему направлению эпохи.

Волна напряженного интереса к Одоевскому и его творчеству возникает в 900-е годы. В самом конце 90-х годов А. С. Суворин, как бы предваряя этот интерес, вы­пускает массовым изданием маленький трехтомник Одоевского. Потом последовали другие издания произведений писателя и многие статьи и книги, посвященные его творчеству.

* Сумцов Н. Ф. Князь В. Ф. Одоевский. Харьков, 1884, с. 2.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.