ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ОБЛИКА В. Ф. ОДОЕВСКОГО

Хотя о В. Ф. Одоевском в 900-е годы пишут критики и литературоведы самой разной ориентации, от Н. Котляревского до Ю. Айхенвальда, очевидно, что обраще­ние многих авторов к этому писателю не только совпадает с расцветом литературы русского символизма и стреми­тельным развитием идеалистической философии, но и в значительной мере этими факторами обусловлено. Об Одоевском пишут философы-идеалисты В. Розанов, Ф. Степун, Э. Радлов. «Русские ночи» выпускает в1913 г. московское издательство «Путь».

Достаточно прочитать статью В. Розанова «Чаадаев и кн. Одоевский», чтобы понять, что привлекало людей 900-х годов в его творчестве: «…мысль каких-то утончен­ных цветов, с чудным запахом, попадающихся в лесной глуши, где тень чередуется с солнцем, сырость со зноем, где все неопределенно и неожиданно, ново и свежо» *.

В Одоевском видят и приветствуют идеалиста и ми­стика, союзника в борьбе с материализмом, ставя его в один ряд с П. Чаадаевым и И. Киреевским, чьи собрания сочинений тоже были выпущены издательством «Путь». «Вместе с философским письмом Чаадаева и со статьями И. Киреевского „Русские ночи“ были первым плодом соз­ревшей философской мысли в России» **,— писал Н. А. Котляревский, объясняя рост интереса к Одоевско­му.

* Розанов В. В. Чаадаев и кн. Одоевский,— Новое время, 1913, 10 апр.

** Котляревский Н. А. Старинные портреты. СПб., 1907, с. 139,

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.