Франц Рубо / Продолжение поиска. Кавказский цикл картин

Разбойничавшие на Кавказе курды отличались религиозным фанатизмом, и обряд молитвы они исполняли очень тщательно, независимо от условий, в которых находились во время войн и набегов. Рубо представил эти сцены как торжественный и значительный ритуал, которому предшествовали омовение рук, освобождение от оружия и т. д. На холсте «Перед молитвой» изображен курд, моющий руки в воде прозрачного ручья. На голове мусульманина — белая чалма, а рядом, на пестром коврике, — аккуратно сложенное оружие. Обряд совершается строго и неторопливо. Величественный кавказский пейзаж подчеркивает приподнятое эмоциональное состояние человека. Почти все пространство на подобных полотнах занимают цепи горных утесов, очертания которых ритмично повторяют друг друга. Видна лишь узкая полоска неба, словно вытесненного громадами каменистых скал. При всей торжественности изображенных сцен они отличаются своеобразной камерностью эмоционального звучания.

Оригинально решен сюжет холста «Молитва Шамиля», где Рубо стремился раскрыть одну из причин долгого и упорного сопротивления народов Кавказа присоединению к России — религиозный фанатизм, подогреваемый у горцев главарями мусульманского государства. Обряд молитвы, совершаемый Шамилем, предводителем воинственных кавказцев и главой их государства, проходит в присутствии ближайших соратников имама, стоящих со знаменами и в полном вооружении. Поэтому молитва воспринимается как своеобразная воинская и религиозная клятва быть верными борьбе против включения Кавказа в состав русского государства. Но Рубо, хорошо понимавший, что единство мусульман основано на исступленном фанатизме, выразил свое негативное отношение к Шамилю и его воинству. Повышенно экспрессивные движения, искаженные лица бунтующих горцев выдают их дикий, необузданный нрав.

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.