Франц Рубо / Продолжение поиска. Кавказский цикл картин

Многочисленные этюды, зарисовки, эскизы, исполненные Рубо на Кавказе, легли в основу восемнадцати больших батальных картин, созданных художником для Тифлисского военно-исторического музея и принесших автору известность не только в России, но и в Европе. Объединенные одной темой, они изображают наиболее важные события из истории войн на Кавказе. В этот цикл входят также полотна, отражающие эпизоды войн России с Турцией и Ираном, походы в Среднюю Азию.

Кавказская серия, над которой Рубо трудился около десяти лет (вторая половина 1880-х — начало 1890-х гг.), охватывает большой исторический период: с 13 июня 1722 года, времени вступления войск Петра I в Тарки (сюжет первой картины), до русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Более поздние события (уже из истории среднеазиатских войн) запечатлены в картинах: «Взятие крепости Геок-Тепе 12 января 1881 года» и «Сражение на реке Кушке 18 марта 1885 года».

Картины названного цикла не равнозначны в идейно-художественном отношении. В лучших из них Рубо выступил продолжателем традиций батальной живописи первой половины XIX века. Точностью воспроизведения исторических событий, передачей конкретной обстановки и места действия, хорошо организованной композицией, четким рисунком отличаются полотна: «Штурм крепости Салты 14 сентября 1847 года», «Переход князя Аргутинского-Долгорукого через снежные горы Кавказа», «Взятие аула Ахульго 22 августа 1839 года» и другие.

Но особенности работы и заказной характер серии в известной мере объясняют причины появления произведений, не отличающихся высокими художественными качествами. В некоторых полотнах («Вступление русских войск в Тифлис», «Сдача крепости Карса» и других) ощущаются театральность и внешняя помпезность. Баталист еще верен академической условной

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.