Франц Рубо / Продолжение поиска. Кавказский цикл картин

Большое внимание Рубо уделял построению пространства, но в кавказской серии он делал это иначе, чем в ранних произведениях. Широкие степи, в которых живописец изображал вольных запорожских казаков, сменяются ограниченным местом действия, замкнутым либо саклями горцев, прилепившимися к склонам горных хребтов, либо снежными утесами и скалами. В некоторых случаях это небольшая поляна в лесу, среди завалов и огромных деревьев. Но зритель ощущает, несмотря на тесное пространство, действия больших масс. Это ощущение создается мастерски переданным движением, организующим композицию, удачным выбором точки зрения. Одной из особенностей полотен Рубо является многообразие поз и жестов представленных персонажей, за счет чего живописец выделяет наиболее важное событие, активизирует внимание зрителя и повышает эмоциональную насыщенность батального эпизода.

Иногда движение, развивающееся от первого плана к центру, как в картинах «Штурм аула Гимры» и «Вступление русских войск в Тифлис», уводит взгляд к горизонту и заставляет сосредоточить внимание на событии, происходящем в глубине пространства. В первой из названных картин — это схватка с горцами у подножия утеса, в которой решается исход штурма, во второй — торжественная встреча военачальников у входа в крепость.

Изображая Кюрюк-Даринское сражение, Рубо представил момент сближения двух отрядов кавалерии, движущихся по диагонали в глубину пространства. Слева — атакующие новороссийские драгуны, справа — турецкий отряд конницы. Вдали, у подножия гор, где видны развевающиеся знамена, идет жестокая кавалерийская сеча. На первом плане нет активного действия. Грязная, размытая дождями дорога. Глубокие колеи от только что проехавших повозок. Лужи. И… убитые: кто ничком, кто боком, в неудобных позах. Такова война, безжалостно уносящая человеческие жизни. С помощью мастерски изображенного движения в картине акцентирован кульминационный момент боя, происходящего вдали, у гор. От него взгляд возвращается к пер-

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.