Франц Рубо / Панорама «Штурм аула Ахульго». Совершенствование мастерства

Предметный план, соединявший плоскость картины с основанием зрительной площадки, способствовал созданию иллюзии соучастия и усиливал эмоциональное воздействие панорамы. В натуральную величину выстроенные сакли, части моста через Койсу, фигуры людей были исполнены так тщательно, что переход от макета к изображению на холсте казался почти незаметным, вызывая ощущение реальности представленного события.

Подробное описание сюжетных мотивов панорамы поместил в «Петербургской газете» 28 мая 1896 года художник Н. Н. Каразин. Передавая свое непосредственное восприятие произведения, он подчеркивал мастерство Рубо в создании иллюзии действи­тельности: «Ясное голубое небо с бегущими редкими облаками и снежные выси гор, уходящие куда-то далеко-далеко… всего-навсего только на три сажени от зрителя, ибо это истинное расстояние, которое отделяет вас от полотна панорамы… но какой эффект, какая, добавлю, поразительная иллюзия… Вы, например, подходите к самому барьеру, смотрите вниз и чувствуете, что под вами бездна, между тем дно этой бездны всего на четыре аршина от вас и только благодаря верности рисунка и перспективного тона производит желанную для художника иллюзию… Вон по мосту тянется длинная веревка, пропитанная порохом, это фитиль, сообщающийся с миной, долженствующей сжечь и разрушить мост. Часть этого фитиля написана, и два горца там готовятся его зажечь… Уже зловещая красная вспышка мигает во мраке внутренности полуразрушенной сакли, другая часть в натуре тянется перед вами и исчезает под башнею вне поля вашего зрения… И как все это написано! Как нарисовано!.. Сколько знания, таланта и вкуса» 21.

Значительные трудности пришлось преодолеть при установке панорамы. Это был первый опыт вертикальной подвески огромного полотна, окружностью в сто метров и около шестнадцати метров высотой. В течение трех суток с помощью пятиярусного устройства, установленного на рельсах у стены здания, укрепляли

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.