Франц Рубо / Вершина творчества – панорама «Бородинская битва»

Изображая события, происходившие на Бородинском поле, панорамист четко выделил главный эпизод, приковавший пристальное внимание русского и французского командования, — ожесточенный бой за батарею Раевского, находившуюся в центре русской позиции.

В сокращенной перспективе на одном из фрагментов полотна представлена Курганная высота, временно занятая французскими войсками. У подножия русской батареи, на ржаном поле, — кавалерийские части Наполеона, уже приостановленные армией Кутузова. Правее — масса пехоты, увлекаемой в контратаку генералом Ермоловым. Батальон Уфимского полка отбивает высоту у противника. В гуще пехотинцев, на белой лошади, — Ермолов, шпагой указывающий направление главного удара контратакующим солдатам. В изображении огромных масс войск Рубо идет от общего к частному. Основная цель художника — передать психологическое состояние отряда русской пехоты в целом.

Пространство, изображенное на полотне, невелико. Глубина его ограничена склоном холма. Но на небольшом поле перед батареей Раевского живописец сумел разместить большие отряды пехоты и кавалерии. Панорамист умело передает динамику боя. Фигуры русских солдат почти слились со склоном холма. Острия штыков направлены в одну точку — к вершине батареи. Воля командира соединилась в общем порыве с устремленностью тысяч солдат. Это единство русской армии художник показал, изобразив плотную группу пехотинцев обобщенно и выделив лишь фигуру командира. Главное, что баталист стремился подчеркнуть в трактовке этой сцены, — стремление солдат вперед, к цели, указанной Ермоловым.

В рядах французов нет такого единства. Еще не все кавалерийские части приблизились к батарее, а передовой отряд уже приостановил наступление. Этот кажущийся беспорядок в расположении отдельных фигур и групп всадников, характерный для композиции следующего фрагмента, выявляет главные, существенные черты поведения солдат армии «двунадесяти языков».

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.