Франц Рубо / Вершина творчества – панорама «Бородинская битва»

Показывая движение двух больших масс кавалерии, Рубо не избежал некоторой бравурности в их трактовке. Энергичные, эффектные позы всадников, сложные ракурсы фигур лошадей, четко выделяющихся на золотистом фоне поспевшей ржи, звучное колористическое решение создают впечатление торжественности происходящего события.

Этому в известной степени парадному эпизоду противостоит иной по характеру момент битвы — отражение мощной атаки французской тяжелой кавалерии русской гвардейской пехотой, стоящей в боевых каре на южной окраине деревни Семеновское. Действия гвардии, отбившей три тяжелейших натиска противника, были высоко оценены самими французами. «Наши «железные люди» разбились о гранитные русские каре», — писал участник Бородинского сражения, офицер наполеоновской армии.

Таким образом, момент, выпавший из поля зрения французского панорамиста, стал вторым композиционным центром произведения Рубо. Отнесенный на второй план, этот эпизод приковывает внимание благодаря своеобразному построению. Разнохарактерные движения русских гренадер и артиллеристов на одном берегу Семеновского ручья сопоставлены со сложными ракурсами фигур французских кавалеристов на другом берегу. Своебразная цезура (свободное от войск пространство в центре) подготавливает к восприятию соседнего эпизода — боя русской гвардии с кирасирами Нансути. Монолитность строя пехоты, как бы отражающая характерные черты русского воинства (несгибаемое мужество и стойкость), соответствует изобразительному решению группы русских солдат на первом плане.

Главным эпизодом уравновешенной круговой композиции этого фрагмента холста является отражение атаки неприятеля пехотой Литовского и Измайловского полков. Здесь не ощущается той бравурности, что присуща эффектной сцене кавалерийского боя во ржи. Деловито распоряжаются у орудий артиллеристы, спешат на помощь гвардейцам резервные части пехоты, насмерть стоят литовцы и измайловцы.

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.