Эдвард Григ / Введение: Норвежское искусство

Но два норвежца смелых свершили славный труд:

Они бродили ночью в лесах то там, то тут,

И грохот водопада, и пенье водяных

Для всех нас воскресили в своих стихах живых…

 

Зазеленело лето в Норвегии лесной —

И птицы горных пастбищ поют в июльский зной.

Рожкам и звонким струнам внимает весь парод,

А эхо многократно их песни вдаль несет.

 

О тех, кто дал свободу родимым голосам,

С признательностью жаркой твердить бы надо нам!

Пускай в земле навеки нашли они приют —

Могилы их забыты, но имена живут 9.

 

Наивная романтическая пастораль Бьеррегора и Тране явилась, по выражению норвежского музыковеда Арне Бьерндаля, «первой ласточкой, возвестившей о приближении весны» 10.

Это «весеннее пробуждение» наступило в 1840—-1850-е годы — в эпоху, отмеченную деятельностью замечательных норвежских музыкантов Уле Булля и Хальфдана Хьерульфа, а также высокими достижениями норвежской литературной и музыкальной фольклористики.

В творчестве Булля и Хьерульфа проявились лучшие стороны норвежского национального романтизма. Художники совершенно различной индивидуальности, они сходились в своей любви к народному искусству. Один — гениальный артист-скрипач — в своих блестящих импровизациях нес норвежскую народную песню на концертную эстраду мира. Другой — вдумчивый и тонкий композитор — творчески разрабатывал национальные традиции и передавал их последующему поколению норвежских музыкантов. Его имя долгое время оставалось неизвестным за продолами Норвегии, и лишь сравнительно недавно вдохновенные, поэтичные произведения Хьерульфа получили достойную оценку.

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.