ЛИТЕРАТУРНАЯ СУДЬБА А. А. ФЕТА

Но уже к началу 50-х годов становятся все более очевидными некоторые особенности этой извест­ности. С одной стороны, Фет — читаемый поэт, с дру­гой — его стихотворения далеко не всегда воспринимают­ся легко и сразу, что, естественно, сужает круг его почитателей.

В 1850 г. выходит второй сборник стихотворений Фета. Сенковский сразу же отчетливо выразил мнение тех критиков и читателей, которым поэзия Фета оставалась чуждой по существу и по форме: «… все тут непонятно… Не понимаю я поэзии без высокой мысли нравственной или религиозной…» 17. Сенковский — и все авторы статей о сборнике 1850 г. солидарны с ним18 — корни поэзии Фета видит в поэзии Гейне, чья популярность в России достигла тогда своего апогея. От Гейне, по мнению Сен- ковского, и идет все то, что делает творчество Фета не­приемлемым для определенного типа читателя: усложнен­ность формы, отсутствие «высоких» идей. Ноты некоторого сомнения начинают звучать и в статьях давнего поклон­ника поэзии Фета — Ап. Григорьева. «Самобытность,— пишет он о сборнике 1850 г.,— и даже резкая самобыт­ность составляет, если хотите, недостаток этого таланта, по крайней мере в глазах многих. В самом деле, сопри­касаясь всему и ни с чем не роднясь глубоко, без опре­деленной тенденции, кроме тенденции художника, это дарование стоит как-то уединенно, как-то отдельно в на­шей литературе»19.

17 Библиотека для чтения, 1850, т. CI, № 5, отд. VI, с. 9.

18             См.: Рецензия JI. А. Мея на сборник 1850 года.— Москвитянин, 1850, № 6, кн. 2, отд. IV, с. -al (без подписи). См.: Вопр. лит., 1958, № 6, с. 220.

19             Отечественные записки, 1850, 2, отд. V, с. 53.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.