ЛИТЕРАТУРНАЯ СУДЬБА А. А. ФЕТА

Сердце поэта, пишет Кудрявцев, «не утерпит и отзовется на всякий звук в природе, откликнется на всякий призыв ее, принесет ли его теплая летняя ночь или свежее весеннее утро, зимний, снегом белеющий вечер или зноем дыша­щий воздух жаркого летнего дня» 27.

С самого начала поэтической деятельности Фета в оценках ее наблюдается некоторая двойственность. Она вызывается тем, что в глазах критики и читателя творче­ство Фета выглядит неровным. В нем рядом с шедеврами лирики находятся произведения, которые были или каза­лись современным Фету читателям недостойными его таланта. Показателен в этом смысле отзыв И. И. Панаева о сборнике 1850 г. «В этом собрании,— пишет Панаев,— более ста шестидесяти мелких стихотворений, оригиналь­ных и переводных, и начало какой-то поэмы. В числе их много посредственных, слабых и таких, которых появле­ние ничем не может быть оправдано; но если бы г. Фет не издал ничего, кроме тринадцати стихотворений, кото­рые мы решаемся перепечатать здесь, он одними ими составил бы себе известность как поэт. Эти стихотворения останутся навсегда украшением русской литературы» 28. И тут же: «Едва уловляешь мысль, часто весьма поэти­ческую, в той форме, которую дает ей поэт, а иногда

просто спрашиваешь в недоумении: что это такое и что хотел сказать автор?»29.

Двойственность отношения к Фету сказывалась иногда еще более резко. М. JI. Михайлов пародирует поэзию Фета в романе «Камелия» (1852), считая ее демонстра­тивно оторванной от жизни и бессодержательной.

 

27             Современник, 1850, № 3, отд. VI, с. 7.

28             Современник, 1853, 9, отд. VI, с. 60.

29             Там же.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.