Эдвард Григ / Введение: Истоки творчества Грига

вступительный пассаж фортепианного концерта: пример 42) *.

Терцово-септаккордово-нонаккордовое строение норвежских мелодий «подсказывает», подразумевает ту скрытую гармонию, на которой покоится напев. Отсюда особая склонность Грига к септаккордам и нонаккордам, к терцовым наслоениям, аккордам бифункционального значения (наложение субдоминанты на доминанту). Подлинно народный художник, он творчески развил выразительные возможности, скрытые в народной музыке.

Глубоко усваивая мелодико-интонационный и гармонический склад норвежской народной музыки, Григ тонко чувствует также ее сложнейшую ритмику, ее «жизненный пульс», особенно ярко проявляющийся в музыке танцевальной. Национальная специфика норвежских танцев в существенной мере определяется их острой, упругой ритмикой, в которой всегда чувствуется огромный запас энергии, натиск жизненных сил. Стремительность, активность, подвижность в отчетливой ритмике норвежских танцев выступают как отличительные качества национального, народного характера.

Существенной особенностью норвежской танцевальной ритмики является преобладание пунктированных, заостренных ритмов, особенно в сочетании с триольностью:

Григ широко пользовался этими «триольно-пунктированными» ритмами не только в жанрово-танцевальных миниатюрах, но и в произведениях крупной формы — в моментах большого подъема, нагнетания драматической экспрессии (финал фортепианной сонаты, заключительные вариации фортепианной баллады ор. 24). Эти и другие ритмические фигуры композитор органически сочетал с ладовыми и интонационно-мелодическими

______________________________________________________

*          Характерная интонация «терцового хода» может возникнуть и на другой ступени лада. В норвежских народных мелодиях нередко встречается нисходящий «терцовый ход» от четвертой повышенной ступени (вводный тон к доминанте) ко второй ступени мажорной или минорной гаммы. Типичный пример в музыке Грига — начальная тема пьесы «Вечер в горах», из сборника «Лирических пьес» ор. 68 (см. главу IX настоящего издания, нотный пример 132).

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.