Эдвард Григ / Введение: Истоки творчества Грига

В музыке Грига с большой полнотой воплощены контрастные душевные качества, присущие норвежскому народу, в какой-то мере отображенные и в самой природе Норвегии: мечтательная созерцательность и пылкий, живой темперамент, элегическая задумчивость и страстная порывистость, скрытая нежность и жизненная энергия. Глубоко прав Ю. Кремлев, назвавший Грига «великим выразителем такой действенной гармонии, властной и тревожить и покоить, и возбуждать и умиротворять душу…» 4²

Поразительна у Грига и сфера героического эпоса, которую так часто недооценивают исследователи его творчества. Сколько света и радости, силы и бодрости излучает его «Торжественный марш» из «Сигурда Юрсальфара», какой мощью веет от суровой музыкальной драмы «Берглиот» и хоровых сцен «Улафа Трюгвасона», выражающих величие и мощь народной души! Слушая эту музыку, нельзя не восхищаться Григом как народным художником, поэтом-сказителем своей родины.

В одном из писем к американскому музыковеду Генри Финку Григ хорошо охарактеризовал национальные истоки своего творчества. «Тот, кто будет читать «Старшую Эдду», — писал композитор, — вскоре заметит в ней поразительную силу и точность выражения, способность в немногих словах сказать многое. Он будет поражен простым и пластичным построением фраз. Это относится и к норвежским «королевским сагам», особенно к сагам Снорри Стурлусона. Чем глубже волнение сердца, тем более скрыто, загадочно опо выражено. Речь остается всегда строгой, серьезной, значительной. Бушующий наплыв страсти можно скорей почувствовать, чем увидеть. Показывать свои лучшие чувства считается низким. Именно эти-то чувства и получают особенно сжатое, целомудренное выражение. На этом базисе древней саги воздвигали свои здания Ибсен и Бьернсон. Можно сказать, что подобным же образом высказывается в народной песне внутренняя, духовная жизнь нашего народа. К тому, чего достигли в этом отношении наши поэты, стремлюсь и я в своей музыке…» 43

В этом письме, написанном летом 1876 года, в пору высокого творческого расцвета, после создания «Пера Гюнта», отчетливо выступает эстетический идеал композитора.

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.