Эдвард Григ / Введение: Истоки творчества Грига

Современное буржуазное музыкознание в области «григианы» не смогло полностью преодолеть этих ложных, фальшивых тенденций. Поверхностный, снисходительный, как бы «извиняющийся» тон нередко проскальзывает даже в наиболее обстоятельных работах о Григе. А о научной ценности более легковесных статей красноречиво свидетельствуют заглавия, вроде следующих: «Был ли Григ оригинальным композитором?» 45

Разумеется, зарубежная григиана отнюдь не исчерпывается подобного рода суждениями. В норвежском, немецком, английском музыкознании существует немало ценных, содержательных трудов о творчестве Грига. Но наряду с этим возникает и ряд поверхностных обзорных работ типа биографических очерков, повестей и романов (назовем книгу П. Хёкера «Люблю тебя» — «Ich liebe dich. Em Grieg-Roman».Berlin, 1940). В них облик Грига обрисован чаще всего в сентиментальном тоне: композитор предстает перед читателями лишь как создатель «уютной» камерной музыки — трогательной, чувствительной, но лишенной больших художественных концепций.

Наиболее ценными в обширной литературе о Григе доныне остались биографические исследования, написанные друзьями — современниками композитора: американским критиком-музыковедом Генри Финком и норвежским композитором Герхардом Шьельдерупом. Обе работы проникнуты горячим, любовным отношением к Григу — человеку и художнику. В них чувствуется живая творческая индивидуальность композитора, выясняются его подлинные суждения, взгляды, которыми он охотно делился со своими биографами (одних писем Грига к Генри Финку, в которых он дал полное, развитое обоснование своего творческого credo, достаточно для создания самостоятельной монографии об эстетике Грига). В обеих работах, при несомненном преобладании биографического материала, впервые поставлены творческие проблемы, освещены типичные жанры творчества Грига *.

__________________________________________________

*          В книге Шьельдерупа весь аналитический раздел, написанный сжато, но серьезно и основательно, принадлежит немецкому музыковеду В. Ниману — исследователю и пропаганди-

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.