Эдвард Григ / Глава первая: Юность и студенческие годы

и Шумана, в то время уже уступил место консервативному академизму. Общая атмосфера реакции, наступившей после революционных событий 1848 года, пагубно отразилась на музыкальном образовании. В методах преподавания прочно укоренились ремесленничество и равнодушие, казенное отношение к молодым талантам. Признанные «маститые» педагоги Лейпцигской консерватории вели свой курс по проторенной дороге, не заботясь ни о развитии творческой индивидуальности студентов, ни о национальной природе их дарования. Всякое явление, выходящее за рамки раз установленных правил, безжалостно искоренялось.

А это приводило к другой крайности — к отрыву теории от практики и в результате — к полной беспомощности учеников в практической музыкальной работе. Сухой догматизм поразительным образом уживался с произволом и бессистемностью. От школьных упражнений в гармонии и контрапункте педагоги сразу переходили к самым ответственным творческим заданиям. «Пишите квартет! Пишите увертюру!» — советовал своему ученику известный дирижер, композитор и педагог Карл Рейнике. И юный Григ послушно выполнял эти задания, «копируя с классических образцов».

Григ обучался по теоретическим предметам — гармонии и полифонии — сначала у Э. Рихтера и Р. Папперица, затем у М. Гауптмана — кантора знаменитой Thomasschule в Лейпциге. На последнем курсе консерватории он перешел в класс свободного сочинения Карла Рейнеке.

Среди этих музыкантов наиболее близок ему был Мориц Гауптман — высокообразованный музыкант, друг Шумана и Мендельсона. Видный теоретик-баховед, один из основателей «Баховского общества» в Лейпциге, автор известного в свое время теоретического труда «О природе гармонии и метрики», Гауптман оказался чутким и вдумчивым педагогом, отнюдь не склонным к схоластике. Заметив исключительное дарование молодого норвежца, он занимался с ним особенно тщательно и, по-видимому, не слишком стремился стеснять его узкими рамками школьных требований. О первом знакомстве с Гауптманом Григ вспоминает с большой теплотой.

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.