Эдвард Григ / Глава первая: Юность и студенческие годы

Баха. Тут я и имел счастье узнать его поближе. Помню, как он сидел, бывало, на диване, в халате и ермолке, уткнув оседланный очками нос в мою тетрадку, которая и до сих пор хранит не один след то и дело стекавших с его табачного носа желтоватых капелек. Он постоянно держал в руке большой, пестрый шелковый носовой платок…» ¹². Юмористически рисуя патриархальный облик старого профессора, Григ с большим уважением отзывается о нем как о педагоге большой эрудиции, чуткости и высокой культуры. «Я до сих пор благодарен милому старику за все, чему он научил меня своими тонкими, полными ума замечаниями. Несмотря на всю свою ученость, он олицетворял для меня полную противоположность всякой схоластике. Для него правила не были чем-то самодовлеющим, но являлись выражением законов самой природы» ¹³.

Иное впечатление сложилось у Грига от уроков знаменитого теоретика Эрнста Рихтера — автора учебников гармонии, фуги и контрапункта ¹4. Сознательно отрицая «сомнительное стремление связать теорию с живой практикой композиции», Рихтер ограничивался решением задач и контрапунктических упражнений строго в пределах читаемого им курса. Задачи Эдварда он поправлял без всяких объяснений, коротко говоря: «Нет, неверно»,— и отмечал ошибки синим карандашом. «Моими успехами по части гармонии я никак не мог бы гордиться, — рассказывает Григ. — На заданный Э. Ф. Рихтером бас я вначале все время писал те гармонии, какие мне нравились, а отнюдь не те, которые предписывались правилами генерал-баса. Впоследствии мне не раз удавалось найти подходящую для фуги тему. Но я решительно не мог подчинить ее установленным правилам. Я исходил из тех ошибочных представлений, что композиция должна прежде всего звучать красиво. Для Рихтера же, напротив, суть дела заключалась в правильном решении арифметической задачи. И если бы важнее всего была арифметика, а не музыка, то он был бы совершенно прав со своей точки зрения. Но в то время мне это было непонятно. Я упорно сопротивлялся и оставался при своем мнении, не понимая еще, что в качестве учащегося я должен был находиться в известных границах, что я должен был подчиняться и не спрашивать: почему? — как он сам говорит об этом в своем предисловии к «Учению о гармонии» ¹5.

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.