ЛИТЕРАТУРНАЯ СУДЬБА А. А. ФЕТА

недоступна обычному, рядовому читателю, полагает Боткин. «Поверьте,— пишет он Фету 6 февраля 1858 г.— высшая красота и поэзия всегда достояние только самого малого меньшинства… Так всегда было, так и будет, и с этим надо примириться» 47. Сторонник «искусства для искусства», Боткин подчеркнуто недемократичен, и Добро­любов в своей статье (не была опубликована при его жизни), полемизируя с Боткиным, утверждает: «Г-н Фет… приобрел уже громкую и очень лестную известность» 48. Эти слова, как будто бы просто констатирующие факт, на деле являются одним из тех пунктов, вокруг которых развернется в 60-е годы борьба Добролюбова с «чистым искусством», имя Фета не раз будет в этой борьбе на­зываться, сама возможность его «известности» будет оспариваться или утверждаться.

Стихотворения Фета в конце 50-х годов обсуждаются не только критикой. Их читают, об их достоинствах спорят в дружеских кружках, в салонах, на семейных чтениях. 5 апреля 1858 г. Е. А. Штакеншнейдер записы­вает в дневнике, что собравшиеся у них гости «разбирали стихи Фета»49. Тут же В. Курочкиным была написана одна из его пародий на стихотворения Фета. В ответ с горячей защитой фетовской поэзии выступил Н. Щербина, которого «приводят в восторг некоторые стихотворения Фета, например: „Знаю я, что ты, малютка…“ или „Я пришел к тебе с приветом…“» 50.

47             Цит. по кн.: Фет А. А. Мои воспоминания. М., 1890, ч. I, с. 232— 233.

48             Добролюбов Н. А. Собр. соч., т. 1, с. 309.

49             Штакеншнейдер Е. А. Дневник и записки, с. 193.

50             Штакеншнейдер Е. А. Дневник и записки, с. 157—158.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.