СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ ЛИТЕРАТУРЫ (вместо введения)

О примечательной судьбе одного крупного произведе­ния отечественной литературы мне хотелось бы сказать. Я имею в виду «Житие протопопа Аввакума». Необыч­ность судьбы «Жития…» состоит прежде всего в том, что автобиография человека, прожившего трудную жизнь, стала значительным художественным произведением. Не касаясь вопроса о том, как и почему это произошло, сле­дует подчеркнуть, что и историческое бытие автобиогра­фии оказалось весьма своеобразным. Восприятие «Житии…» различными слоями читателей на протяжении трех столетий, как показывают исследования последнего вре­мени*, интересно как раз своей неоднородностью, многоликостью.

Автор «Жития…» по ряду вопросов религиозной и со­циальной жизни своего времени занимал консервативные позиции. В этом духе его произведение часто и оценивали различные представители общественно-политической мысли, в их числе старообрядцы, духовным вождем кото­рых он всегда считался. Однако такое истолкование «Жития…» было свойственно не только участникам религиоз­ного движения.

Вместе с консервативными взглядами в «Житии…» был выражен горячий протест против произвола, неспра­ведливости, корыстолюбия, подавления ищущей мысли. И потому «Житие…» часто воспринималось и восприни­мается сейчас как глубокое воплощение социального бун­та и свободолюбия. Сам образ автора — страстного, бес­компромиссного защитника своих убеждений, готового ради них пойти на любые жертвы, многими передовыми деятелями нашей культуры оценивался и оценивается весьма положительно.

Разумеется, далеко не в каждом крупном литератур­ном произведении столь рельефно, как в «Житии прото­попа Аввакума», выявляется внутренняя конфликтность. Но это тем не менее вовсе не исключает того, что воздействие выдающихся творческих созданий на протя­жении различных исторических периодов отличается су­щественной неоднозначностью.


*См.: 
Робинсон А. Н. Творчество Аввакума в историко-функциональном освещении.— В кн.: Русская литература в историко-функциональном освещении. М., 1979.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.