Эдвард Григ / Глава первая: Юность и студенческие годы

1860    — четвертая и девятая симфонии Бетховена, оратория Шумана «Рай и Пери».

1861    — все симфонии Шумана, увертюра Глинки к опере «Иван Сусанин», ряд сочинений Бетховена.

Особенно благотворно отразилось на творческом развитии Грига влияние шумановской музыки, а говоря шире,— той «шумановской атмосферы», которая еще сохранялась в Лейпциге конца пятидесятых годов. Григ приехал в Германию через два года после смерти Шумана. Все здесь, казалось, напоминало о гениальном композиторе, властителе дум музыкальной молодежи. Именно в Лейпциге молодой норвежец мог ближе всего познакомиться с шумановской традицией: здесь постоянно выступала Клара Шуман, жена композитора и лучшая исполнительница его произведений. В ее исполнении Григ слышал фортепианные циклы Шумана, тридцать две вариации Бетховена, баллады и экспромты Шопена. Глубокое, неизгладимое впечатление произвел на молодого музыканта фортепианный концерт Шумана, неоднократно исполнявшийся Кларой. Этот концерт стал одним из ого любимых сочинений. В последние годы жизни он с восторгом писал о несравненном искусство Клары Шуман, о незабываемых музыкальных впечатлениях лейпцигских лет.

В Лейпциге Григ впервые познакомился с музыкой Вагнера; оперу «Тангейзер» он слышал четырнадцать раз. Богатство гармонии, сверкающие краски оркестра, высокий романтический пафос вагнеровской музыки — все было для него подлинным откровением. С присущей ему чуткостью Григ сумел уловить новаторские черты искусства Вагнера, и думается, что проявившееся еще в юные годы новаторство Грига в области гармонии, его склонность к утонченной хроматике, нашла существенную опору в романтически-экспрессивных гармониях Вагнера.

С глубоким уважением Григ отзывался о творчестве Мендельсона. В своих воспоминаниях он рассказывает о великолепном исполнении мендельсоновских ораторий в концертном зале Гевандхауза. Григ внимательно слушал эту музыку, изучая ее по авторским рукописным партитурам, которыми студенты могли свободно пользоваться в библиотеке консерватории.

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.