Эдвард Григ / Глава первая: Юность и студенческие годы

Вполне самостоятельно воспринимал Григ также и эстетические основы искусства Мендельсона, прочно укоренившиеся в системе консерваторского образования. Лучшее, что Григ мог взять у Мендельсона, — стройность формы, чистота и ясность фактуры, изящество голосоведения — было им основательно, прочно усвоено еще в студенческих работах.

Эти черты прослеживаются и в зрелых сочинениях Грига — его сонатах и фортепианных пьесах, всегда сохраняющих неизменный отпечаток классической простоты и ясности.

Однако, в целом, воздействие мендельсоновской музыки у Грига выражено несравненно слабее. Канонизированный, академический «мендельсоновский стиль», процветавший в немецких консерваториях, не мог не вызвать у него внутреннего чувства протеста. Высоко оценивая всю творческую деятельность этого композитора, Григ резко отрицательно относился к эпигонам мендельсоновской школы, сумевшим превратить принципы его письма в некий условный «стандарт», якобы обязательный для всех школ и направлений. Борьбу с этим условно-академическим стилем Григ вел на протяжении всей жизни, горячо выступая в защиту национальной самобытности. А это и послужило одной из главных причин тех резких нападок (в частности, обвинений в предвзятом «норвегианизме»), которыми неутомимо преследовали его авторитетные немецкие критики.

В своей автобиографии Григ не упоминает дорогого для пего имени Франца Шуберта. Между тем Шуберт, наряду с Шуманом, стал для него истинным «духовным учителем» в студенческие годы. Шубертовское восприятие природы, чистота и цельность его поэтических образов как нельзя более отвечали внутренним художественным потребностям Грига. От Шуберта он мог воспринять в первую очередь искусство колорита. Чарующая прелесть шубертовской гармонии не могла не пленить чуткий слух Грига. У Шуберта он мог научиться и высокому искусству модуляций, и красочной игре ладотональных контрастов, и гибкому использованию смешанных мажоро-минорных ладов. «Шубертовское» в музыке Грига отчетливо прослеживается не только в ранних юношеских, но и в лучших зрелых сочинениях (до-

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.