ЛИТЕРАТУРНАЯ СУДЬБА А. А. ФЕТА

Этот читатель, знает Фета, читает его произведения, «Современник» включает его имя в перечень имен виднейших литератур­ных деятелей времени 58, но его известность как бы за­консервировалась и не имела больше отношения к тому, что происходило в стране и в литературе. Фета можно было счесть умершим. «В 60-е годы,— вспоминал позже один из современников Фета,— мы… росли и учились. Лет в 10 отроду, особенно по деревням, мы были далеко от вихря, все рушившего, но волны его инде и нас ка­сались. Вот маленький пример относительно нашего поэта: встречая в хрестоматиях имя Фета, мы, дети, да и роди­тели, вероятно, помнившие его расцвет, считали его таким же давно умершим поэтом, как Пиндар или Феокрит, чьи имена были в той же книжке» 59.

Падение популярности Фета было стремительным. Уже в 1860 г. в статье «Когда же придет настоящий день?» Добролюбов объясняет это падение как закономер­ный итог отсутствия в поэзии Фета «живого отношения к современности». Фета, пишет Добролюбов, «хвалили когда-то», теперь же, продолжает он, «только десяток любителей помнит десяток лучших стихотворений»60.

Через год после статьи Добролюбова анализ причин видимого отстранения творчества Фета от современности дает Огарев. «Понятие о художественности вне обществен­ной жизни», пишет он, «выделилось… как уход из удуш­ливого состояния». К наиболее ярким примерам ухода поэта и поэзии от жизни Огарев относил Печорина, автора поэмы-мистерии «Торжество смерти».

58             Современник, 1860, № 4, с. 404.

59             Стечъкин Н. Я. Памяти А. А. Фета. СПб.: Изд-во В. В. Комарова,

1903, с. 15.

60             Современник, 1860, № 3, с. 34; Добролюбов Н. А. Собр. соч., т. 6, с. 99.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.