ЛИТЕРАТУРНАЯ СУДЬБА А. А. ФЕТА

Огарев считает, что «под влиянием этой школы позже вышел один великий талант — это Фет». Но, полагает Огарев, Фет «скорее обрадовался найти себе оправдание в мета­физической эстетике, чем действительно был ее учени­ком; он просто следовал своей личной, в одну сторону настроенной впечатлительности, своей способности исклю­чительно пребывать в пантеистическом наслаждении при­родой и развил эту впечатлительность в своих произведе­ниях до прелести, до которой, может, не достигал ни один из русских поэтов». Вполне в духе своих взглядов, сфор­мировавшихся еще в 40-е годы, Огарев считал что про­тестом является не только прямая борьба, но и «уход» от действительности, он склонен скорее оправдать, чем осудить Фета. «Это был самый изящный уход из действи­тельности; негодовать на него мудрено; надо прежде спросить — что было делать, когда из действительности ничем живым не веяло?» 61. Но Добролюбов, Писарев, Чернышевский, Михайлов не могли не негодовать. Им, находившимся в гуще революционно-демократической борьбы, темы стихотворений Фета казались «пустяками». Они отдавали должное «грации» его Музы, но еще выше ценилась ими способность поэта откликаться на интересы времени, быть созвучным ему.

 

61             Огарев Н. П. Избр. произв. М., т. 2, 1956, с. 492.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.