СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ ЛИТЕРАТУРЫ (вместо введения)

Сторонники психологической школы в литературове­дении, некоторые ученые, сосредоточившие внимание на изучении читательского восприятия художественных про­изведений, склонны относить неоднозначность их воздей­ствия исключительно на счет особенностей индивидуальной психологии читателей либо психологии различных слоев читательской аудитории. Однако признать это верным никак нельзя. В самом литературном произведении — в силу сложности связей его художественных обобщений с жизнью — содержатся возможности неоднородного влия­ния на читателей. И чем значительнее литературное про­изведение, тем шире, объемнее его внутренний творче­ский потенциал, тем большим многообразием харак­теризуются его связи с читателями разных эпох.

В процессах жизни творческих созданий психология читательской аудитории, несомненно, играет немалую роль. Но не сама по себе, не обособленно, а во взаимо­действии с образным содержанием художественных про­изведений. Именно это взаимодействие и выявляет заклю­ченную в них созидательную энергию. Оно раскрывает ее тогда, когда духовные запросы читателей близко сопри­касаются с их внутренним идейно-эстетическим потен­циалом. Однако бывают периоды, когда такого рода вза­имодействия по ряду причин не возникают, и тогда круп­ные художники, их произведения либо мало привлекают внимание читателей, либо оказываются вне поля их зре­ния, оставляют их в значительной мере равнодушными. Такие периоды, как известно, наблюдались в историче­ском бытии произведений Шекспира, Гете, Шиллера, Пушкина и других выдающихся писателей, композиторов, художников.

Во взаимодействии творческого потенциала художественных произведений и духовных запросов читателей существенное значение имеют эстетическое сознание эпо­хи, художественные вкусы тех или иных социальных групп. Эти факторы оказывают ощутимое влияние на вос­приятие крупных литературных явлений, различных их компонентов, на восприятие творчества отдельных писа­телей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.