Эдвард Григ / Глава вторая: Дальнейший путь

«Юморески» Грига могли бы иметь и другое название: «Норвежские народные танцы». В основе каждой из них лежит какой-либо популярный в народном быту Норвегии танцевальный жанр: вальс, менуэт (в соответствующей фольклорной трактовке этих танцев), халлинг, спрингданс. Но Григ дал этим пьесам более широкое название, ибо хотел отразить в своей сюите общие черты норвежского национального характера: чувство юмора, богатство фантазии, неистощимую энергию и лукавый задор. «Юморески» — первый опыт в ряду созданных Григом народных танцев. В них он еще не использует подлинных народных мелодий. Однако музыка его уже метко отображает склад народного танца.

Четыре пьесы цикла «Юморески» — это четыре сцены из народного быта, поэтически воплощенные в музыке Грига. Сначала — грациозный, идиллический «сельский вальс», затем энергичный, мужественный танец в ритме менуэта (наиболее типичное воплощение героического, «бьернсоновского» начала), сменяющийся изящным, вкрадчивым халлингом. Цикл заканчивается бодрым и жизнерадостным спрингдансом — картиной деревенского праздника.

Черты национальной характерности особенно привлекают внимание во второй пьесе цикла (Tempo di menuetto) — одной из лучших у молодого Грига. Острота упругого «норвежского» ритма (трехдольный размер с акцентом на второй доле такта), решительная поступь басов и отчетливость мелодического рисунка придают музыке характер мужественной и непреклонной энергии. Вспоминаются созданные Бьернсоном образы сильных и смелых людей из народа. Думается, что именно эта «Юмореска» особенно понравилась Нурдроку, которому и посвящен весь григовский цикл (в какой-то мере она могла быть даже «музыкальным портретом» горячо любимого друга и соратника Грига).

Замечательно сходство главной темы «менуэта» с норвежской народной песней из сборника Линдемана:

Великолепным контрастом к суровому gis-moll’-ному танцу служит следующая пьеса — светлый халлинг в C-dur (№ 3). Полная непринужденной, изысканной грации, музыка халлинга не лишена и лирических черт: в этой очаровательной юмореске проскальзывают знакомые интонации песен Сольвейг из «Пера Гюнта»:

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.