Эдвард Григ / Глава вторая: Дальнейший путь

Написанная двадцатилетним композитором, соната принадлежит к числу самых любимых и наиболее репертуарных произведений Грига. Причина этой исключительной популярности, прежде всего, — в обаятельной непосредственности высказывания. Музыка Грига еще не свободна от подражаний. В ней чувствуется отчасти влияние шумановской g-moll’ной сонаты, отчасти влияние Гаде, учителя Грига, которому он посвятил свое произведение. Не исключена возможность, что для молодого композитора послужила образцом фортепианная соната ор. 28 Гаде (в той же тональности e-moll), с ее оттенком благородно-патетической «рыцарственной» романтики 10. Однако в музыке Грига столько юношеского вдохновения, столько искреннего лирического чувства, что вопрос о влияниях становится второстепенным. Многие страницы сонаты отмечены подлинной гениальностью — особенно в медленной части, с ее идеальночистыми, возвышенными образами, типичными для григовских сонатных andante.

В области фортепианной музыки соната Грига — его первое обращение к монументальной циклической форме. Тем важнее отметить в ней черты сонатного мышления, типичные и для зрелого стиля композитора *. Это, прежде всего,— склонность к повествовательно-картинному развертыванию «поэтического сюжета», лежащего в основе всего цикла. В своих сонатах Григ не выходит за рамки установившихся классических форм **. Но характерный для классического бетховенского стиля принцип драматического развития цикла у Грига заменяется принципом картинного чередования образов, присущим скорее всего шубертовской сонатности. Метод контрастных чередований находит своеобразное выражение в пределах каждой части, заключающей в себе различные, противоположные но характеру образы, нередко обладающие внутренней завершенностью: «Григ поражает слух, спеша раскрыть впечатление за впечатлением» (Асафьев) 11.

Было бы, однако, глубокой ошибкой приписывать сонатным произведениям Грига черты сюитности, раздробленности формы. Его сонаты — это, в полном смысле слова, циклические произведения, подчиненные общему замыслу и связанные общностью тематизма.

______________________________________________________

*          Особенности сонатных форм Грига будут рассмотрены более подробно в шестой и седьмой главах настоящей работы, в связи с произведениями 70—80-х годов.

**         Типичной особенностью сонат Грига является трех-

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.