Эдвард Григ / Глава вторая: Дальнейший путь

Сонату увенчивает светлая мажорная кода. Лирика перерастает в героику, спокойное созерцание — в ликующую радость.

Контрастная по композиции, соната отличается единством тематизма: достаточно сравнить главную партию первого Allegro с темой медленной части, побочной партией финала и завершающей все произведение кодой (примеры 27, 28 и 25 — такты 1—4). Мелодическое родство этих образов-тем указывает на глубокую внутреннюю связь частей сонаты. Смена впечатлений и чувств, переполняющих сердце художника, приводит к высокому пафосу восхищения и восторга: жизнь прекрасна. Так можно определить внутренний смысл григовской глубоко оптимистической концепции — концепции ранних сонат и гениального фортепианного концерта.

Свою фортепианную сонату Григ писал летом, в местечке Рунгстед близ Копенгагена. Почти одновременно возникла соната для скрипки и фортепиано ор. 8 — первое обращение Грига к ансамблевой камерной музыке. Характер скрипичной сонаты более камерный, интимный. Это — соната-идиллия, «весенняя соната», отображающая живые впечатления от мягкой и ласковой весенней природы Дании, ее зеленых лугов и лесов. Возвышенный пафос здесь уступает место светлой жанрово-лирической сфере; форма оказывается более сжатой: три части вместо четырех.

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.