Эдвард Григ / Глава вторая: Вокальные сочинения

У Грига музыка этого романса развертывается в спокойном тоне эпического повествования, в плавном и мерном ритме баркаролы. Она окрашена чувством светлой любви, восторженного созерцания. И только скорбное заключение романса — в приглушенном и сдержанном тоне хорала — звучит как выражение глубокой, затаенной печали. Композитор не дает выхода настроению мрачной обреченности, скрытому в стихотворении Мунка. Но в спокойном, торжественном мажорном заключении романса таится более прекрасное и более возвышенное человеческое чувство — тот подлинный «трагизм просветления», который неизменно волнует и впечатляет в лучших лирических романсах зрелого Грига, в его «Колыбельной Сольвейг», в романсах «Лебедь», «Прощание». Григовская «поэзия скорби» светла и прекрасна.

Противоположна по настроению драматическая баллада «Осенняя буря», на слова датского поэта Кристиана Рикардта (сборник ор. 15). По общему тону и колориту она близко напоминает раннюю песню на слова Гейне — «Кроясь в сумрак туч свинцовых»; заметно и сходство с финалом фортепианной сонаты. В основе баллады лежит короткий энергичный мотив «норвежского» триольно-пунктированного ритма:

Этот мотив далее получает развитие в вокальной партии, в каждой строфе баллады, написанной в свободной, вариационно-куплетной форме. Минорные эпизоды сменяются мажором; стремительно-бурное заключение рисует картину весеннего расцвета.

Замысел баллады символичен. Образы природы здесь прямо перекликаются с той атмосферой «национального возрождения», какою навеяны лучшие сочинения молодого Грига. После бурной осени и сковывающих землю морозов вновь расцветает весна. Ликующим призывом звучит последняя строфа романса:

Хоть мир и стынет в оковах сна,

Я знаю, что вновь придет весна,

И вот он, вестник вешних дней,

Подснежник первый в снегах полей!

В стремительно-напористых «упрямых» ритмах «Осенней бури» этот «пафос возрождения» звучит со всей силой и дерзанием молодости.

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.