Эдвард Григ / Глава вторая: Итальянская поездка

Основная тема марша, проникнутая эпической суровостью старонорвежских мелодий, предвосхищает героику позднейших григовских сочинений на темы Бьернсона. Прямой путь отсюда идет к сюите «Сигурд Юрсальфар», оперным сценам «Улафа Трюгвасона» и мелодраме «Берглиот». В размеренной поступи траурного марша чувствуется суровое величие сдержанной, мужественной скорби. Норвежская «терцовая интонация» звучит особенно выразительно благодаря строгой диатонике натурального минорного лада:

Источником вдохновения для композитора, помимо норвежских народных мелодий, могли послужить траурные марши Бетховена. Сочетая классическую строгость с национальной характерностью, Григ создает величавый образ народного шествия.

Много лет спустя этот же марш прозвучал над гробом самого композитора, во время грандиозной траурной процессии в Бергене. Такова была воля Грига, высказанная в его завещании.

Одновременно в Италии было написано другое сочинение для оркестра — концертная увертюра «Осенью» (в первоначальном варианте названная «симфонической поэмой»). Основой увертюра послужила баллада «Осенняя буря». Григ сохранил композиционный замысел баллады, но дополнил произведение новым тематическим материалом. Главной теме увертюры предшествует медленное вступление широкого и торжественного склада. В светлой мажорной коде (гимн наступающей весне) использована упомянутая выше народная тема спрингданса «Нурфьорден», которую Григ получил от Уле Булля (см. пример 20).

 
Страницы: 1 2 3 4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.