Эдвард Григ / Глава третья: «Лирические пьесы» и другие циклы

Произведения, созданные Григом на рубеже шестидесятых и семидесятых годов, утвердили его значение в мировой музыкальной культуре. Именно в эти годы постепенно определялись и вырабатывались черты зрелого стиля композитора, эстетические принципы его зрелого мастерства.

В области крупных инструментальных форм возник фортепианный концерт, создавший Григу мировую славу. В жанре камерной ансамблевой музыки — вторая скрипичная соната, одно из самых оригинальных и самобытных произведений скрипичной литературы. Задуман и начат был цикл «Лирических пьес», над которым Григ продолжал работать в течение всей жизни. Важное место в творчестве композитора заняли обработки народных песен. Созданный Григом в эти годы сборник ор. 17 — первое обращение композитора к подлинной народной песне — явился основой всей его дальнейшей деятельности фольклориста.

Новые искания заметны и в сфере вокальной лирики. К началу 1870-х годов относится цикл песен на слова Бьернсона ор. 21, в котором впервые проявилось стремление к целостной вокально-камерной композиции, объединенной общим поэтическим замыслом, общей темой. И, наконец, совсем новая сфера драматической, сценической музыки вошла в творчество Грига вместе с крупными вокально-симфоническими произведениями на тексты Бьернсона.

Можно с уверенностью сказать, что ни один период в творчестве Грига не отличается таким разнообразием тем и сюжетов, таким обилием жанров. В чудесных, вдохновенных произведениях этих лет молодой композитор достиг главной цели: сумел подчинить свое мастерство идее национального и народного. Преодолевая тот обобщенный стиль «северной» романтики, каким отмечены ранние его произведения донорвежского периода, Григ из сферы влияний Гаде и Мендельсона вступает в родную стихию норвежской народной жизни и народной поэзии. И в то же время классическая стройность форм, совершенство композиторской техники говорят о том, что годы учения остались далеко позади.

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.