Эдвард Григ / Глава третья: «Лирические пьесы» и другие циклы

Широко раскрывается в григовских танцах сфера народного юмора. В добродушно-лукавом халлинге (№ 7) и особенно в шуточном свадебном Stabbe-Laaten танец перерастает в настоящую сценку-пантомиму, в которой отчетливо вырисовываются движения и мимика танцующих, их забавные «выходки» и гримасы.

Не менее широко отражена лирическая сфера народной жизни. В прекрасных свадебных и любовнолирических песнях Грига воплощена свежесть и чистота юношеской любви, благородная сдержанность чувств, присущая северной народной поэзии. Такова «Песня жениха» (№ 10), две «Свадебные песни» (№ 6 и 24), «Крестьянская песня» (№ 23). К лучшим образцам лирики Грига нужно отнести также песню «Я знаю маленькую девушку». В разработке этой мелодии композитор применяет вариационную форму, создавая своеобразный тип дуэта (тема проходит сначала в среднем, затем в низком регистре).

Вариационность — основной метод развития в обработках народных мелодий у Грига. Композитор бережно сохраняет неизменной народную мелодию, окрашивая тему в разные тона путем тонких гармонических изменений в сопровождении (особенно хроматизмов и альтераций), обогащения фактуры, изменения регистров, введения подголосков. Широкое применение этого принципа вариаций «на остинатную мелодию» *, коренящегося в народной музыке, сближает Грига с композиторами русской, глинкинской школы. Подобно русским классикам, Григ не только брал от народа свои чудесные мелодии, но и учился у народа художественным приемам их воплощения **.

_______________________________________________________

* Тот же метод развития преобладает у Грига и в его обработках собственных романсов и песен.

** О сходстве приемов варьирования у Грига и Глинки см. в книге В. А. Цуккермана «Камаринская и ее традиции в русской музыке» (М., 1957, стр. 312—313). «Не случайно, один из немногих европейских композиторов XIX века, стоявших очень близко к своему народу, обнаруживает в своей музыке некоторые черты, напоминающие Глинку и, в частности, его тип гармонического варьирования остинато», — пишет о Григе В. А. Цуккерман.

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.