Эдвард Григ / Глава третья: «Лирические пьесы» и другие циклы

К сборнику «Норвежские песни и танцы» близко примыкает фортепианный цикл «Из народной жизни» ор. 19. В этом произведении Григ отчасти основывался на подлинных народных мелодиях. Но в целом цикл представляет собой уже свободное претворение норвежского фольклора. Три пьесы — «В горах» *, «Свадебное шествие проходит» и «Карнавал» — составляют контрастные эпизоды-картины этой небольшой сюиты, которую композитор стройно объединяет посредством последовательного проведения всех трех тем в заключительном разделе — обобщающей коде «Карнавала».

Возникший еще в Норвегии и законченный во время римского путешествия, в 1870 году, цикл этот может быть охарактеризован как зарисовки, этюды, созданные «северным художником в южных краях». Воспоминания о родной природе и быте возникают на фоне шумной, праздничной жизни южного города («Карнавал»), Прекрасен солнечный юг, но ближе, милее сердцу образы далекой родины, сурового царства гор. К ним неизменно возвращается мысль художника среди окружающей его южной природы. Такова поэтическая программа цикла.

В художественном отношении цикл «Из народной жизни» явился эскизом к будущим произведениям Грига. Так, например, светлое, праздничное «Свадебное шествие» (лучшая пьеса цикла) впоследствии вошло в музыку первого действия «Пера Гюнта», а в сумрачных фантастических образах пьесы «В горах», с ее характерной угловатой темой, отчетливо намечаются контуры будущей музыкальной картины «В пещере горного короля».

Сравнение различных жанров фортепианной музыки, созданных Григом в шестидесятые годы, свидетельствует о постепенном расширении народной тематики в творческом кругозоре композитора. От маленьких пьес ор. 12, через обработки народных мелодий, он приходит к более развитой композиции — сюите характеристических пьес ор. 19, отличающейся «внушительными» масштабами, и, наконец, к монументальному фортепианному концерту — вершине первого творческого периода.

________________________________________________________

* Подлинное название этой пьесы — «Горный танец» («Fjeldslatt»).

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.