Эдвард Григ / Глава третья: «Лирические пьесы» и другие циклы

Новые черты проявились и в вокальной лирике Грига. «Кристианийский» период отмечен созданием трех сборников песен (ор. 15, ор. 18 и ор. 21) и нескольких отдельных произведений, частично включенных композитором в позднейший сборник ор. 39. Здесь уже можно отметить важный перелом, наступивший в творчестве Грига: именно в эти годы прочно установилась связь композитора с норвежской классической поэзией. Если в сборниках конца шестидесятых годов (ор. 15 и ор. 18) Григ, в основном, продолжает «андерсеновскую традицию» датских лет, то в песнях ор. 21 и ор. 39, обратившись к творчеству Бьернсона, он обретает новые качества психологической углубленности, внутренней сосредоточенности и силы, которых ему еще не хватало в тонкой и задушевной, но несколько идилличной андерсеновской лирике.

Сборники ор. 15 и ор. 18 в значительной мере составлены из произведений, написанных в Копенгагене. Преобладающие в них тексты Андерсена указывают на то, что Григ в этих песнях живет еще прежними впечатлениями и воспоминаниями датских лет.

Однако признаки нового проявились и здесь. Так, в сборнике ор. 15 отчетливо выделяются две песни, существенно отличные от андерсеновских песен Грига, рассмотренных нами во второй главе: «Колыбельная Маргариты» на текст Ибсена (1868) и «Горе матери» на слова датского поэта Кристиана Рикардта (1870). Близка к ним по тематике третья песня — «Среди роз», написанная в это же время (1869). Все три произведения связаны с событиями личной жизни композитора — рождением и смертью его ребенка.

«Колыбельная Маргариты» — первое обращение Грига к поэзии Ибсена. Темой песни послужил поэтичный эпизод из исторической драмы Ибсена «Борьба за престол»: молодая мать поет, склонившись над колыбелью маленького Хокона, будущего короля Норвегии. Величавый, торжественный характер песни, ее хоральный склад и размеренный ритм навеяны, по-видимому, средневековым колоритом этой сцены:

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.