Эдвард Григ / Глава третья: «Лирические пьесы» и другие циклы

В отличие от первой, «датской» сонаты, еще отмеченной влиянием Гаде, вторая соната — произведение подлинно норвежское, выражающее неукротимый дух норвежского народа. В ее энергичных, упрямых ритмах, рельефных мелодических контурах отобразились присущие норвежскому национальному характеру черты волевой решимости.

Многое связывает сонату Грига с национальными традициями скрипичной игры, с высоким искусством норвежских «фелеров» — скрипачей. В музыке второй сонаты — праздничной, темпераментной и блестящей — Григу удалось поэтически-тонко запечатлеть черты народного скрипичного искусства, отнюдь не прибегая к натуралистическому копированию.

ГРИГ (1870)

Специфика скрипичного звучания здесь ясно ощущается уже в самом характере тем. Мелодика сонаты — гибкая и подвижная, обильно расцвеченная изящной орнаментикой, словно рождена движением смычка. Укажем хотя бы на главную тему первой части, свободно развивающуюся в характере народного танца — спрингара.

Впрочем, и вся соната Грига воспринимается как поэтически претворенный народный танец. Чувство молодого задора переливается через край, наполняя музыку стихийным ощущением жизни, радости бытия. Развитие подчинено динамике танца, движения. Упругие ритмы спрингданса господствуют в первой части — Allegro vivace; ритм танца включается и в лирическую песенность Allegretto; от начала и до конца танцевальна музыка финала. И вместе с тем соната не только «бытовая сцена», не только картина народной жизни: сквозь оболочку народно-жанрового всюду проступает вдохновенное лирическое чувство поэта.

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.