Эдвард Григ / Глава третья: «Лирические пьесы» и другие циклы

Ликующая тема главной партии (см. пример 41а) близка народному танцу спрингару. Григ варьирует тему, постепенно наполняя ее все более мощным и звонким звучанием. Музыка расцветает с каждым новым повтором, и даже мечтательная тема побочной партии (столь близкая элегически-нежным романсам Грига) теряет свой лирический отпечаток и растворяется в стихийном движении танца.

Полна наивного очарования музыка второй части. Простая и светлая мелодия Allegretto, с ее характерными ладовыми нюансами (звук cis — «дорийская секста» минорной тональности), напоминает народный напев (см. пример 416). Покой, умиротворенность, чистота этой музыки говорят о сближении с природой, созерцании вечной ее красоты. Но излюбленная григовская тема «растворения в природе» представлена здесь, думается, в ином аспекте, чем, например, в фортепианном концерте, возникшем на год позже. Там — величавое спокойствие горной природы. Здесь — приветливый сельский ландшафт, зеркальные глади фиордов, сияние солнца, игра воды. Плавная тема оживлена струящимися пассажами, звонкими арпеджиями у фортепиано; в музыкальный пейзаж вторгаются народные наигрыши, отзвуки танца. Невольно возникают ассоциации с идиллическими народными сценами норвежских романтиков-живописцев, с картиной Тидеманна и Гуде «Свадебная процессия в Хардангере».

И, наконец, в сверкающем, брызжущем весельем финале (см. пример 41в) — новый подъем, новое развитие празднично-танцевальных, неудержимо стремительных тем. Стихия танца торжествует.

Отличительная черта сонаты — композиционная цельность. Она сказалась, прежде всего, в поразительном интонационном единстве цикла. Основные темы, как бы переплавляясь одна в другую, крепко сцеплены общностью интонаций — типичных народных попевок трихордного склада:

Нотный пример 41 (а)

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.