Эдвард Григ / Глава третья: Фортепианный концерт

Фортепианный концерт Грига — одно из вершинных произведений не только в творчестве его автора, но и во всей мировой фортепианной литературе. Вслед за Шопеном и Шуманом Григ создал еще один совершенный образец лирического концерта. Национальная определенность музыкального языка, гармонического склада, всех средств выражения сочетается здесь с полнотой лирического высказывания. Григ говорит «о себе», но говорит языком народного художника, живущего жизнью своего народа, своей природы, своей страны.

Исследователи творчества Грига в анализе его фортепианного концерта не могут избежать сравнений с а-moll’ным концертом Шумана. Это сравнение стало своего рода традицией. Романтически-утонченный лирический характер обоих произведений, отдельные интонационные связи (особенно в теме вступления), общая тональность a-moll и, наконец, особое значение эмоциональных сфер лирики и патетики — все это заставляло искать прообраз концерта Грига в творчестве его любимого композитора, создателя «Крейслерианы».

Однако при более тщательном анализе сходство оказывается в значительной мере внешним.

Музыка Шумана впечатляет прежде всего глубоким психологизмом; она в значительной степени интроспективна, обращена в глубь человеческой души. Юный, восторженный Григ более непосредственно откликается на внешние впечатления. В его концерте несравненно шире, полнее выражено и народно-жанровое начало, и чувство природы, пейзажа. Погружаясь в мир личных переживаний, он в то же время стремится запечатлеть всю полноту бытия и поведать о своих чувствах, как о чем-то глубоко родственном окружающему его прекрасному миру. Моменты сосредоточенности, ухода в себя недолги.

Пейзажность, картинность, тонкая описательность — все эти дорогие нам в Григе качества многообразно и полно раскрылись в его концерте. Чувство природы выражено здесь с такой вдохновенной простотой, какую трудно представить в произведении «виртуозного» концертного плана (нечто подобное можно найти в симфониях и концертах Рахманинова с их обаятельной лирикой северного пейзажа).

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.