Эдвард Григ / Глава третья: Фортепианный концерт

Торжествующее, мощное tutti оркестра, завершая экспозицию и открывая разработку, синтезирует темы вступления и главной партии *.

Дальнейшее развитие сонатного аллегро усиливает и заостряет контраст лирико-патетических образов экспозиции. Так, в разработке полностью преображаются и получают совсем новое освещение оба элемента главной партии: сдержанно-собранная начальная тема неожиданно обнаруживает скрытое в ней элегическое начало; она звучит прозрачно и нежно у флейты, а затем у валторны, на фоне арпеджированных пассажей фортепиано. Лирический образ главной партии (второй, напевный ее элемент), напротив, наполняется волевой устремленностью и вызывает к жизни энергично-стремительные пассажи вступления, подготавливающие репризу **.

_____________________________________________________

*           Короткая, сжатая экспозиция концерта позволяет сделать некоторые выводы относительно новых особенностей инструментального стиля Грига. Созревающее мастерство художника сказалось прежде всего в строгом отборе выразительных средств. Ничего лишнего, никакого многословия, никаких заполняющих «пустоты» пассажей. При всей непосредственности высказывания общая композиция концерта убеждает классической стройностью и ясностью формы.

** Типичен для Грига стройный тональный план разработки, включающей три мелодические волны, с последовательным динамическим нарастанием, и в большей своей части развертывающейся по линии восходящих полутоновых сдвигов (e-moll, f-moll, fis-moll).

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.