Эдвард Григ / Глава третья: Фортепианный концерт

Развитие первой части достигает вершины в каденции, звучащей как восторженный дифирамб. Прекрасную характеристику каденции дал в своей книге Ю. Кремлев, сравнивающий ее с «гимном Норвегии». «Только здесь мы вполне постигаем образное значение главной партии, слушая ее на фоне бурно-неумолчных потоков арпеджий, — пишет Ю. Кремлев. — В сущности, это монументальный гимн Норвегии — ее сильным людям, ее величавой, тревожной природе. Нигде раньше Григу не удавалось достичь такой мощи… Впечатление каденции настолько грандиозно, что после нее кода кажется почти формальной концовкой. И вновь нельзя не возразить отрицателям драматизма у Грига — это ли не пример могучего драматического размаха? Одна такая каденция делает Грига великим драмо-эпическим поэтом родины» ¹6.

Торжественно и плавно вступает главная тема центральной части концерта — Adagio. Спокойный и величавый тон музыки заставляет вспомнить о некоторых классических образцах. Многое здесь навеяно, по-видимому, сосредоточенными раздумьями бетховенских циклов (вроде Des-dur’нoro Andante из «Аппассионаты» или As-dur’ной медленной части пятой симфонии). Но выразительность живописно-колористических средств говорит о новом, романтическом ощущении природы. Чистота и свежесть гармонии, поэтические звучания «лесного рога» (валторны) и пасторальные свирельные напевы — все здесь сливается в единый образ величественно-прекрасного северного пейзажа.

Подобное чувство проникновенного созерцания природы Григ гениально высказал в одной из своих песен этих лет — «Первой встрече» на слова Бьернсона. Вспоминая стихи Бьернсона, можно сказать, что музыка григовского Adagio звучит,

Как песнь, — что, слух лаская,

В горах звенит весь вечер,

Как рога звук певучий,

Что в недрах леса тает

И пламень сил могучих

Чудесно в нас рождает.

Первый экспозиционный раздел трехчастной формы поручен оркестру. Главная тема вступает в мягком, певучем звучании засурдиненных струнных в их наиболее теплом регистре и далее слегка оттеняется отзвуками валторн, в которых слышится «горное эхо». Такие возвышенно-созерцательные настроения типичны для григовских сонатных циклов, в которых медленные части обычно выделяются какой-то особой, по-григовски трогательной просветленностью чувств. Характерно для Грига и контрастное ладовое освещение темы (сопоставление светлого мажора и элегического минора — Des, es):

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.