Эдвард Григ / Глава четвертая: «Сигурд Юрсальфар»

Но, как известно, и в исторической драме великие норвежские драматурги старались затрагивать важные темы современности. Сюжет «Сигурда Юрсальфара», рисующий нравы той отдаленной эпохи, когда определялись пути развития норвежского государства и норвежской народности, по мнению Бьернсона, должен был глубоко затронуть общенациональные чувства. В предисловии к «Сигурду» Бьернсон писал: «Из «Сигурда Юрсальфара» я хотел сделать «народную пьесу». Я желал представить в драматической обработке несколько грандиозных сцен из саг, уложив их в довольно обширные, но не слишком тяжелые рамки.

Под именем «народной пьесы» я подразумеваю такую пьесу, которая в каждом человеке затрагивает ту или иную струну и при исполнении которой все люди могут сливаться в одном общем чувстве наслаждения. Наиболее подходящим для этого материалом является история народа, и мне кажется даже, что при драматической обработке этой истории ей именно следует всегда придавать такую общедоступную форму. Обработка должна быть возможно более простою, все чувства должны быть сосредоточены в главных героях, свою роль в пьесе должна выполнять и музыка; развитие драмы должно распадаться на точно определенные группы, вроде того как это делается при музыкальной обработке сюжета» ¹4.

Подчеркивая важную роль музыки в драме, Бьернсон далее вновь говорит о народности сюжета, образов и литературного языка как обязательном условии национальной драмы: «Черпая свой материал из старых и новых, исторических и комических произведений народного творчества, сцена, по-моему, станет в близкие отношения к народу или восстановит эти отношения, если они были утрачены; в то же время она будет служить не для одного только развлечения, не для утехи одного только класса общества. Если же мы утратим такой взгляд на сцену, тогда она мало-помалу потеряет свое значение великого национального дела… Точно так же и наши актеры будут разменивать свои силы на мелочи, если мы не покинем чуждого нам французского направления, получившего преобладание в нашем театре, и не поднимем знамени народного направления, соответствующего народным потребностям» ¹5.

«Народным потребностям», по мысли Бьернсона, должен был отвечать сюжет «Сигурда Юрсальфара». В этой пьесе он хотел осуществить свой идеал народной драмы, так же как в «Улафе Трюгвасоне» он позже задумал осуществить идею народно-национальной оперы.

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.