Эдвард Григ / Глава четвертая: «Сигурд Юрсальфар»

Финалом второго действия служит воинственная «Песнь о народе Норруна». Ее поют дружинники Сигурда, воодушевленные мыслью о новых походах: «Народ Норруна любит набеги, — восклицает один из воинов Сигурда, — любит основывать новые поселения в чужих странах, и никогда еще у него не было более могущественного и славного вождя!» В ответ раздаются призывные кличи труб; звучит мужественная и грубоватая боевая песнь викингов. Энергичный маршеобразный ритм и резко очерченные контуры простой гимнической мелодии создают образ воинственной мощи. Песня удачно завершает действие и выражает его смысл: победа остается за Сигурдом, «сила меча» торжествует.

Последняя картина заключительного третьего действия, по замыслу Бьернсона, своей торжественностью должна была превзойти все предыдущие. Это величественная сцепа примирения, апофеоз мира — прозрение прекрасного будущего родной страны. И Грига эта патриотическая тема захватила и вдохновила несравненно больше, чем воинственный гимн дружины Сигурда.

В прекрасном и величавом «Торжественном марше» Григ создал один из лучших образцов празднично-торжественной музыки. В западноевропейской литературе того времени с ним можно сравнить скорее всего торжественные марши Вагнера (в особенности — марш из «Тангейзера»).

Главная тема марша, полная величавого благородства, отличается ясностью, завершенностью, классической собранностью. Первое проведение темы Григ поручает четырем виолончелям; в этой мягкой, спокойно-сдержанной оркестровке она звучит как хоровой запев народного гимна. Интонационное строение мелодии (движение по терциям), сопоставление параллельных тональностей (B-dur — g-moll), ритмические нюансы (триоли, синкопы в каденциях) создают характерный народно-норвежский колорит:

 

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.