Эдвард Григ / Глава четвертая: «Улаф Трюгвасон»

Развитие постепенно динамизируется. Первая сцена моления в храме, величавая и торжественная, сменяется мрачно-фантастической сценой гаданья, в которой преобладают активные ритмы и быстрые темпы; в финале (воинственные пляски) стремительное нарастание музыки получает разрешение в энергичной, темпераментной коде *.

Принципы построения хоровых сцен отвечают народно-эпическому замыслу произведения. Григ широко применяет народную форму чередования сольного запева и хорового припева. Именно так построена вся первая сцена жреца с народом и, далее, сцена заклинаний Вёльвы, где хор отвечает на вещие предсказания колдуньи торжественным припевом:

Премудрая Вёльва! Словом Одина

Ты силу придай заклятьям своим.

___________________________________________________________

* Единство драматургического развития подкрепляется стройностью тонального плана. Наиболее драматичная центральная сцена гадания содержит также и наиболее резкий тональный конфликт: здесь получает широкое развитие, в контрастной тональности f-moll, основная тема произведения («лейтмотив богов»), резко выделяющаяся своим колоритом на фоне господствующих «диезных» минорных тональностей (e-moll, h-moll). Тритоновые и секундные сопоставления (h — f, f — е) подчеркивают напряженность развития. Наконец, в заключительной сцене пляски с хором композитор утверждает основную тональность g-moll, что создает связь с первой сценой, заканчивающейся в одноименном мажоре (G-dur). Краткая схема тонального развития в хоровых сценах «Улафа» может быть выражена следующим образом:

 

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.